Раздел находится в разработке
24 мая

Ставка на жизнь

По итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом темпы прироста страхового рынка России (non-life и life) составили 8,3%, совокупный его объем достиг 1,279 трлн рублей. В то же время без учета сегмента страхования жизни (то есть рынок non-life-страхования) сократился на 1,8%.

По данным агентства RAEX ("Эксперт РА"), наибольшее сокращение премий наблюдалось в ОСАГО (-5,2%, или 12,3 млрд рублей в абсолютном выражении) в результате исчерпания эффекта от последнего повышения тарифов, страховании автокаско (-4,8%, или 8,2 млрд рублей) ввиду снижения стоимости полисов с франшизой и усеченными программами, страховании прочего имущества юридических лиц (-10,7%, или 11,5 млрд рублей), что стало следствием коррекции после роста в 2016 году, и сельскохозяйственном страховании (-60,1%, или 5,9 млрд рублей) в результате сокращения объемов господдержки. Наиболее позитивную динамику среди non-life-сегментов продемонстрировали страхование от несчастных случаев и болезней (+12,3%, или 13,3 млрд рублей), страхование прочего имущества граждан (+11,6%, или 6 млрд рублей) и страхование финансовых рисков (+25%, или 5,3 млрд рублей) за счет оживления на рынке потребительского кредитования и туристического потока, а также продвижения банками "коробочных" продуктов.

Как говорит директор филиала СК "Зетта Страхование" в Санкт-Петербурге Борис Какителашвили, по каско регион просел на 10%, по ОСАГО — на 4%. "В сегменте каско мы потеряли около 12% к сумме сборов годом ранее, что соответствует тенденциям рынка в целом",— отмечает он.

Для того чтобы удержать ситуацию, страховщики предлагают продукты неполного каско, позволяющие по приемлемой цене застраховаться от тех рисков, которые кажутся наиболее вероятными. Такие предложения очень быстро стали популярны и несколько сдерживают падение в сегменте. Если раньше доля франшиз в полном каско обычно не превышала 5%, то сейчас различные продукты на основе франшизы составляют чуть ли не половину рынка.

Телематика

В ряде западных стран, например в Италии, достаточное широкое распространение получили продукты с телематикой в каско. Но проникновение таких продуктов все равно ограничено и не превышает 10-15% против 1% у России (по различным экспертным оценкам). Отчасти это объясняется высокой убыточностью автострахования на Западе, а также отсутствием возможности у клиента купить каско без телематики по приемлемой цене. В нашей стране в настоящее время таких ограничений не существует, поэтому темпы развития страховых продуктов с телематикой существенно ниже, чем в европейских странах.

Еще одним перспективным сегментом называют страхование киберрисков. В России, впрочем, как и во всем мире, этот рынок только формируется. Первый продукт, связанный с киберстрахованием, в России был запущен в октябре 2017 года СК "Сбербанк страхование" для предприятий малого бизнеса, и сегодня уже более 3 тыс. компаний защищено от киберугроз.

Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО "Группа Т-1", полагает, что страховая телематика может стать драйвером для рынка, причем не только каско, но и ОСАГО, правда, при определенных изменениях в законе об ОСАГО.

Источник: Коммерсант Санкт-Петербург

Раньше