Раздел находится в разработке
3 августа 2015

Статья "Технология Connected car в свете ЭРА-ГЛОНАСС" на Telematics Wire

Статья сотрудника компании АО "Группа Т-1" появилась на признанном международном информационном портале о телематике Telematics Wire. В статье рассмотрено не только влияние ЭРА-ГЛОНАСС на развитие сервисов для Connected car, но и дан краткий обзор государственных инициатив в области транспортной телематики.

Оригинал статьи — T1 Group explains Russian auto telematics market in light of ERA GLONASS.

Перевод статьи на русском языке можно прочитать ниже.

Технология Connected car в свете ЭРА-ГЛОНАСС

Основным драйвером во внедрении телематики в России выступает государство. На государственном уровне реализуется несколько проектов, которые помогают ускорить внедрение телематических решений в повседневную жизнь не только частных владельцев автомобилей, но и корпоративного и государственного транспорта. Среди этих инициатив можно назвать обязательное оснащение тахографами пассажирских транспортных средств (более 8 пассажиров), а также транспортных средств массой свыше 3,5 т. для перевозки грузов. К 1 января 2018 года уже все транспортные средства N2, N3, M2, M3 должны быть оборудованы тахографами. В первую очередь это делается для соблюдения условий труда и отдыха, и позволит повысить безопасность на дорогах. Необходимость закупки тахографов привела к тому, что часть компаний приобрели тахографы с модулем мониторинга и внедрили Fleet management system, повысив тем самым безопасность на дорогах и эффективность управления парком при помощи одного решения. Для частных владельцев автомобилей была введена возможность оформления незначительных ДТП без необходимости вызова сотрудников ГИБДД, так называемый Европротокол. Такое упрощение процедуры позволило сократить время оформления ДТП. А благодаря установленному оборудованию в рамках программы ЭРА-ГЛОНАСС в страховую компанию можно передавать данные с акселерометра и тем самым существенно упростить процедуру урегулирования убытков и повысить качество обслуживания клиентов.

Наиболее важной инициативой, направленной на массовый рынок, является внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС. Она ставит целью снижение смертности при ДТП, тяжесть их последствий и сокращение числа случаев получения необратимых увечий. В Европе ее аналогом является система eCall. Предполагается, что за счет такой системы время реагирования экстренных служб сократится на 30%, а количество спасенных жизней ежегодно составит не менее 4000. Оперативное реагирование позволит также снизить тяжесть увечий и длительность лечения, что принесет еще больший экономический эффект. В России уже с 1 января 2015 все автомобили, впервые проходящие процедуру одобрения типа транспортного средства, оснащаются бортовыми устройствами с поддержкой ЭРА-ГЛОНАСС.  А с 1 января 2017 года это требование коснется всех новых автомобилей, продаваемых в России. С учетом того, что в год в России продается 2-3 млн. автомобилей и обновление модельного ряда производителей происходит раз в 4-5 лет, то к началу 2017 года будет около 200 тыс. оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС машин, а к концу 2017 будет уже порядка 2,5 млн. и с каждым годом оно будет увеличиваться еще примерно на 2-3 млн. Однако многое будет зависеть и от динамики автомобильного рынка в целом. Объем продаж 2-3 млн автомобилей в год обеспечит приемлемые цены на телематическое оборудование, при этом право выбирать поставщика останется за автопроизводителями. Так что нельзя сказать, что внедрение телематического оборудования сильно скажется на стоимости автомобиля или на прибыли автопроизводителя.

Внедрение оборудования с поддержкой ЭРА-ГЛОНАСС даст серьезный толчок к продаже дополнительных сервисов в том числе и сервисов, связанных с Connected car. Телематическое оборудование с базовым набором функций, необходимых для ЭРА-ГЛОНАСС, уже по умолчанию будет установлено в новом автомобиле, а дополнительный набор опций для страховой телематики или охранно-поисковые и информационные сервисы могут быть установлены по желанию автолюбителей или в зависимости от политики автопроизводителей. Фактически телематика приходит в каждый новый автомобиль. При этом для получения какой-либо телематической услуги уже не надо будет устанавливать оборудование, а надо только подключить сервис. Стоимость услуги снижается, и речь идет уже не столько о дополнительной услуге, сколько о более полном использовании возможностей автомобиля. Клиент может попробовать какие-то базовые сервисы, а потом отказаться от них, если они ему не понравятся, при этом платить за оборудование для использования большинства сервисов уже не придется. Возможность использовать данные с оборудования для урегулирования убытков при ДТП в страховой компании по Европротоколу позволит клиенту оценить преимущества фиксирования в автоматическом режиме его передвижений и облегчит переход к страховой телематике, когда его вождение не только фиксируется, но и оценивается. Сейчас многие страховые компании уже предлагают услуги по страховой телематике. Однако пока необходима установка оборудования для анализа стиля вождения. При этом оно передается в пользование на 3-6 месяцев, а потом стиль вождения клиента уже неизвестен и может измениться не в лучшую для страховщика сторону. Поэтому наличие встроенного оборудования позволит на постоянной основе проводить мониторинг стиля вождения, предоставляя водителю статистику и оценку его вождения и подталкивая к безопасной езде. В пользу усиления позиций страховой телематики играет и тот факт, что согласно опросу, крайне важным при использовании сервисов, предоставляемых автопроизводителем, является наличие совместных программ для дополнительных скидок по КАСКО. Программы «Умного страхования» как раз и предлагают значительные скидки. Оборудование для ЭРА-ГЛОНАСС может быть использовано для поисковых и охранных услуг, которые очень востребованы в России. К нему можно добавить дополнительные возможности, например, найти угнанный ранее автомобиль или предотвратить сам угон. Таким образом оборудование для ЭРА-ГЛОНАСС становится центральным элементом для создания на его основе Connected car, с возможностью расширять количество сервисов в зависимости от желаний и потребностей клиента.

На данном этапе в России существуют разные программы автопроизводителей, предлагающих сервисы для Connected car, но их функционал существенно уступает тому, который предлагается в странах Европы. С одной стороны, это вызвано национальными особенностями российских потребителей и предпочтений по тем сервисам и функциям, которые они хотят видеть в Connected car. Так особенно актуальным является прогрев двигателя зимой. С другой стороны, локализация телематической платформы материнской компании для России является очень дорогой и экономически становится более выгодно обратиться к местным телематическим операторам и сервис-провайдерам и воспользоваться их платформой. Как сотрудник коммерческой компании отмечу, что интерес со стороны автопроизводителей к сервис-провайдерам телематических услуг со своей платформой сильно вырос. В возможностях Connected car таится большой потенциал конкурентоспособности для автопроизводителей, ведь технологическая начинка автомобилей разных марок становится все более похожей. Предоставление сервисов позволит создать для клиентов дополнительную ценность. Так как количество предоставляемых сервисов может быть крайне разнообразным, то производители смогут четко отстроиться от конкурентов. К тому же в развитии ассортимента предлагаемых услуг будет в том числе принимать участие государство, предоставляя инфраструктуру системы ЭРА-ГЛОНАСС.

На создание системы ЭРА-ГЛОНАСС было потрачено около 3,9 млрд. руб., а ежегодное обслуживание системы обойдется в несколько сотен миллионов. Чтобы сократить затраты на содержание системы со стороны бюджета, сейчас создается дорожная карта по коммерциализации ЭРА-ГЛОНАСС за счет использования ее инфраструктуры для предоставления дополнительных платных сервисов. Это могут быть государственные услуги, например, онлайн тахографический контроль, взимание платежей за проезд большегрузного транспорта. Также возможно предоставление услуг компаниям из различных сфер бизнеса, например, мониторинг транспорта, а для частных клиентов (водителей и пассажиров) возможно предоставление услуг по страховой телематике, дистанционной диагностике автомобиля и другие. Однако сервис по экстренному реагированию в случае аварии гарантированно останется бесплатным. Государство не собирается монополизировать рынок и идет активная работа по поиску взаимовыгодного механизма взаимодействия государственной системы с коммерческими провайдерами и операторами телематических услуг. Можно сказать, что рынок телематических услуг в том числе и в части Connected car будет развиваться в России в ближайшее время активно. При этом не исключено, что благодаря поддержке государства, это будет происходить значительно активнее, чем в США и Европе.