Раздел находится в разработке
3 февраля 2017

Телематика от Авто до Велосипедов

Телематика - направление относительно молодое, но на мировой бизнес арене одно из популярнейших. В России это слово в ходу, как правило, у технарей или у гуру телекоммуникаций. Простые смертные, достаточно настрадавшиеся от внедрения в их жизнь добровольно-принудительных инновационных “штучек”, попросту боятся лишиться частной жизни и трактуют понятие кто во что горазд. Разбираемся что к чему.

“Телематика” - от французского "télématique", впервые использовано в 1978 году в книге, ставшей бестселлером. Авторы Саймон Нора и Алан Минк посвятили свою работу надвигающейся на планету индустриальной революции или компьютеризации общества. Название, собственно, говорит за себя “The Computerization of Society”.

Слияние двух наук "telecommunications" (телекоммуникации) и "informatique" (информатика)позволило родиться новой науке, объединяющей в себе главные тенденции развивающегося общества.

Так что же это такое?

Телематика - это удаленный сбор данных с подключенных устройств, обработка информации и последующее ее отображение в различных интерфейсах. Телематика - своего рода “умный” конструктор, составные части которого свободно интегрируются как друг в друга, так и в существующую инфраструктуру.

Пока у вас не закружилась голова, объясню на пальцах.

Представьте, что вы государство и ваша задача - обеспечить безопасность граждан. У вас, условно, 100 автобусов и, чтобы контролировать аварийность, вы ставите на каждый из них некую “черную” коробочку, которая подключается к общегородской инфраструктуре, что-то там подсчитывает и выводит на экран в удобоваримом виде. Вам, как государству важно получать данные о том, где, когда, какой силы и почему произошла та или иная авария. Поэтому для вас информация отображается ровно в том виде, который вы запрашивали. Другие цифры и показатели, в данном случае не так принципиальны. Благодаря накопленной статистики, вы получаете бонус, в виде возможности предотвращать ДТП!

Теперь представьте, что вы генеральный директор компании-перевозчика. В вашем распоряжении те же 100 автобусов, с уже установленными “черными” коробочками, интегрированными с городской инфраструктурой. Вам, как руководителю, важно, чтобы водители не нарушали ПДД, придерживались графика, маршрута следования и не сливали казенное топливо себе в карман. Система обрабатывает нужную конкретно вам информацию и реализует в диспетчерском интерфейсе.

Третий, но далеко не последний уровень информации, это интерфейс для пользователей. Стоя на остановке, нам с вами важно понимать, когда подъедет нужный автобус, сколько будет в пути и какие остановки проезжаем. Вся необходимая информация проходит обработку и отображается на вашем смартфоне.

Вывод: Одни и те же автобусы, одна и та же система, и даже информация по сути одинаковая. Однако, у каждой целевой группы свои запросы, а это значит, что обрабатывать и отображать ее в каждом случае нужно по-разному.

Сегодня телематика повзрослела и разделилась на несколько структурных частей.

Телематика для авто

В России, когда говорят “телематика” для автомобиля, чаще всего имеют в виду “умное” страхование (например Pay-As-You-Drive/ Плати Как Ездишь). Это один из механизмов получения скидок в страховой компании. Чем аккуратнее ездишь, тем больше скидка.

Однако есть и расширенные сервисы, включающие системы защиты автомобиля от повреждения и угона. Так, например, вы подключаете к автомобилю дополнительные датчики (открытия двери, топлива, контроль зажигания, удара), которые непрерывно передают диспетчеру сигнал о текущем состоянии машины. Если среди ночи, на крышу вашего автомобиля упал, скажем, Карлсон, то датчик удара оповестит о случившемся диспетчера, который немедленно позвонит вам.

Телематика для дронов.

Выгоду использования дронов не только для доставки пиццы на дом доказали сотни проведенных экспериментов, начиная от летающих бензопил, заканчивая нарезанием овощей в суп.

Власти некоторых стран к летающим помощникам отнеслись серьезнее и начали использовать их для мониторинга пробок и ДТП в городах. В случае с ДТП дрон первым отправляется на место происшествия, делает необходимые снимки и отправляет службам спасения.

Итальянская компания Octo Telematics- мировой лидер в области страховой телематики, одна из первых предложила страховать дроны и давать скидку на страховой полис за бережное обращение с устройством.

Телематика для квартир

Та же компания предлагает выгодное предложение для “умного” дома. Своеобразное КАСКО для квартир. Чем внимательнее вы заботитесь о доме (выключателях газа, электричества, воды и т.д.), тем меньше вероятность, что из-за вашей забывчивости в квартире случится потоп и вздуется пол. Установка данной системы предоставляет скидку на страховку дома или квартиры.

Кроме того…

Здесь, как и в случае с авто, предусмотрены сервисы для предотвращения нападения на жилье. К системе подключаются охранные датчики, информация с которых объединяясь с общей системой «умный» дом, передается диспетчеру.

Телематика для мотоциклов

Схема работы такая же как у “умного” страхования для автомобилей. На байк или скутер устанавливается небольшое устройство, фиксирующее повороты, нажатие газа, стиль вождения. Данные о характере и частоте ускорения и торможения передаются в страховую компанию, на основе которых выставляется скидка на страховку.

И даже для велосипедов

Миниатюрное телематическое устройство крепится на велосипед и, благодаря встроенному GPS-трекеру, позволяет мониторить передвижение велосипеда. На своем компьютере или смартфоне вы можете заблокировать велосипед, а также получать уведомления, если велосипед выехал из предустановленной геозоны. 

Кроме того, стало возможным делиться с друзьями своими цифрами о пробеге, скорости, а при попадании в аварию устройство уведомляет об этом выбранных пользователей из контакт-листа. 

https://naked-science.ru/article/column/telematika-ot-avto-do-velosipedov

Раньше