Раздел находится в разработке
25 апреля 2017

"Телематика сделает нашу жизнь удобнее безопаснее и интереснее!"

Генеральный директор АО "Группа Т-1" Александр Куканов рассказывает о потенциале, внедрении и развитии телематических услуг в России.

Каков, на ваш взгляд, потенциал телематических услуг сегодня?

А.К. Для ответа на данный вопрос, на мой взгляд, сначала следует постараться определить, что есть «телематические услуги» в довольно широком смысле и в интересах каких пользователей они могут быть оказаны. Рассуждая на данную тему, а тем более в рамках связанных с ИТС вопросов, мы с вами традиционно в первую очередь думаем о транспортной сфере, об услугах мониторинга, диспетчеризации, контроля тех или иных параметров как непосредственно систем автомобиля, так и его движения, о контроле и управлении сопутствующей инфраструктурой. Однако нас с вами окружает значительно большее количество различных устройств и механизмов, автоматическое взаимодействие с которыми для человека если и не является еще необходимым в настоящее время, то уже желательно! Это и автомобили, и бытовая техника, и различные информационные ресурсы, и пр. Целью данного взаимодействия должно стать улучшение качества жизни человека, повышение безопасности и комфорта в совершенно различных сферах его деятельности. Таким образом, говоря о телематических услугах и их потенциале, мы говорим о потенциале целой, как это уже принято сейчас называть, экосистемы взаимодействующих между собой «сущностей», центральным и главенствующим элементом которой должен стать человек, определяющий цели и задачи такого взаимодействия, его правила, критерии эффективности и полезности. В связи с вышесказанным, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что потенциал действительно огромен, и он имеет все шансы быть реализованным уже в ближайшей перспективе: в течение 5-10 лет мы увидим разительные изменения в этой области! Да, существует очень много вопросов, которые нам еще предстоит решить для глобального масштабирования телематических сервисов – начиная c критически важных вызовов в сфере информационной безопасности и заканчивая нашим персональным восприятием такого рода услуг в качестве совершенно обычной и понятной части собственной повседневной жизни, не несущей в себе никаких угроз. Тем не менее я верю, что это произойдет, и телематика, а также множество удобных и полезных сервисов на ее основе, сделают нашу с вами жизнь удобнее, безопаснее и интереснее!

Какова роль государства в архитектуре ИТС? Какие ключевые барьеры существуют в нашей стране при внедрении и развертывании рынка телематических услуг? Где заканчивается роль государства и начинается конкурентный бизнес?

А.К. С одной стороны, в России роль государства все еще остается во многом определяющей и в проектах внедрения решений в области ИТС, и в масштабировании телематических услуг и сервисов для населения в целом. К знаковым инициативам государства в этой связи можно отнести и проект «ЭРА-ГЛОНАСС», и систему «Платон», а также развертывание в субъектах РФ региональных навигационно- информационных систем (РНИС), призванных охватить собой весь комплекс задач на уровне региона, связанных с навигационно- информационными сервисами как в интересах властей субъекта и контрольно- надзорных органов, так и в интересах бизнеса и граждан. С другой стороны, на протяжении уже длительного времени мы с вами видим не убывающий, скорее, продолжающий расти интерес к такого рода проектам со стороны частного бизнеса. Если раньше в рамках подобных проектов бизнес был почти на 100% ориентирован на выполнение тех или иных работ по заказу государства (за счет средств бюджетов различных уровней), то в настоящее время все больше проявляется заинтересованность бизнеса в развитии долгосрочных проектов на базе инвестиционного подхода и взаимодействия с государством на принципах ГЧП. Наша компания в своих подходах придерживается именно этой стратегии. Если говорить о существующих барьерах для развития рынка, то на сегодняшний день все еще существует ряд вопросов законодательного характера, которые крайне желательно решить в самой обозримой перспективе для обеспечения проникновения телематики в совершенно различные сферы жизни и направления деятельности (юридическая значимость данных, требования к телематическим сервис-провайдерам и пр.). Также важно обратить внимание и на тот факт, что потенциальные заказчики внедрения телематических систем все еще не в полной мере осознают возможности, которые открывает для них автоматизация бизнес- процессов на базе телематических решений, а также не всегда готовы к практическому применению получаемых результатов. Но это уже задача для нас – телематических сервис-провайдеров! Именно мы должны способствовать возникновению такого понимания, а также в явном виде показывать выгоды для наших уважаемых клиентов, кто бы они ни были – государство, бизнес или граждане. 

В каких секторах экономики телематика будет развиваться более активно и почему? Есть ли направления, где применение телематических решений наиболее перспективно?

А.К. В настоящее время телематические решения, и это факт общеизвестный, наибольшее применение в РФ находят в транспортной сфере. Уверен, что данный тренд сохранится и в ближайшие годы. Способствовать этому, по моему мнению, будет продолжение программы по развертыванию РНИС в субъектах РФ, а также потребность бизнес-заказчиков в оптимизации своих процессов и повышении их эффективности в части использования транспорта и при решении логистических задач. В то же время новым трендом, имеющим значимый потенциал роста, становится применение телематики в страховании. В первую очередь – в моторных видах страхования. По разным прогнозам, к 2020 году в России можно ожидать более 3 млн автовладельцев, участвующих в подобных программах. Фундаментом для такой дина- мики может стать простая и понятная бизнес- модель услуги, реализующая очевидную выгоду для всех участников взаимодействия. Также можно ожидать в будущем развития телематики и в других видах страхования (например, промышленных объектов, квартир и пр., что уже имеет место быть в других странах мира). На мой взгляд, логично предположить, что без телематики не обойдутся и решения в области промышленного интернета (IIoT) и интернета вещей (IoT) в целом. Потенциальных сфер применения можно назвать много – это и энергетика и промышленное производство, и медицина, и «умные дома», и пр. Самое важное в этом то, как мне кажется, что именно телематический базис позволит трансформировать зачастую изолированные традиционные системы автоматизации конкретных процессов в различных сферах в единую взаимодействующую по разным направлениям и определенным правилам систему с целью достижения положитель- ного мультипликативного результата в части повышения эффективности и создания добавленной стоимости.

Какие решения предлагает ваша компания для транспортного сектора?

А.К. Одним из основных направлений деятельности АО «Группа Т-1» является транспортная телематика. Естественно, наши решения в данной сфере включают в себя уже привычный для рынка функционал мониторинга транспорта, контроля расхода топлива и ряд других возможностей, часто используемых транспортными предприятиями. Тем не менее мы постоянно работаем над созданием новых возможностей и выгод для заказчиков и делаем все от себя зависящее, чтобы положительным образом дифференцироваться от уважаемых нами конкурентов. Одним из примеров нового функционала в транспортной сфере, реализованного в нашей платформе, является анализ стиля вождения на пассажирском транспорте. Данная опция уже была протестирована совместно с крупнейшими перевозчиками и вызвала у них реальную заинтересованность. Также немаловажно отметить, что не позднее 3 квартала 2017 года мы планируем запустить в коммерческую эксплуатацию новую версию своей телематической платформы, которая строится на самых современных технологиях и исключительно на базе Open Source ресурсов. Данная платформа совместно с нашей собственной картографией станет базисом для создания поверх них различных функциональных модулей в интересах различных групп пользователей и направлений бизнеса. Такая архитектура позволит нам, с одной стороны, быть максимально гибкими по отношению к нашим заказчикам, а с другой – максимально оперативно и качественно решать задачи масштабирования программно-аппаратной платформы.

Есть ли в компании решения в части межотраслевого взаимодействия?

А.К. Вопросы возможной реализации межотраслевого взаимодействия учитывались нами изначально при формировании видения архитектуры новой версии телематической платформы, о которой я говорил выше. Это было одним из основных требований, так как планировать выход на рынки IoT и IIoT без соответствующей готовности платформы, как минимум, бессмысленно. В качестве одного из первых практических примеров в рамках обсуждаемого вопроса могу привести реализуемый нами в настоящее время продукт «РНИС». Если кратко о его особенностях, то мы на базе единой программно-аппаратной платформы и соответствующих функциональных модулей решаем задачи совершенно разных групп пользователей. Для государственных нужд предоставляется один функционал, для бизнес-пользователей, передающих в РНИС данные, другой, для граждан – третий. Главное, что в основе всего информационного взаимодействия лежит единая структура данных, на базе которой и происходит решение задач всех пользователей. Это позволяет, например, значительно сократить затраты ресурсов на оценку объема выполненной транспортной работы при пассажироперевозках – все KPI считаются практически в on-line режиме. И так далее. В дальнейшем мы планируем развиваться именно в направлении поиска межотраслевой эффективности и синергии. Именно такой подход, на мой взгляд, позволит нам быть успешными в конкурентной борьбе не за счет самой низкой цены или административного ресурса (что, к сожалению, все еще встречается на нашем рынке, особенно со стороны структур, в том или ином виде управляемых или аффилированных с государством), а благодаря наиболее полезному и интересному для заказчиков функционалу наших решений! А также благодаря нашей готовности к долгосрочным партнерским проектам, сопряжённым с инвестициями и максимальной клиентоориентированностью!

Источник: itsrussiaforum.ru

Раньше