Раздел находится в разработке
23 мая 2017

«Чёрный ящик» для грузовика?

 

Повышение безопасности автомобильного транспорта – одна из важнейших задач, на решение которой во всём мире ежегодно тратятся миллиарды долларов. Помимо внедрения элементов обустройства автомобильных дорог, снижающих аварийность, разработчики перешли и к устранению так называемого «человеческого фактора»: внедрение систем контроля за режимом труда и отдыха, непрерывный мониторинг скоростного режима, а также контроль биометрических показателей водителя. Всё это приносит определённые результаты, которые мы можем наблюдать и в нашей стране. Виду этого активно прорабатывается инициатива, направленная на повсеместное оснащение коммерческого автотранспорта «чёрными ящиками», которые бы объединили все перечисленные устройства в единый комплекс. Подобные меры нуждаются в комплексном анализе и оценке их эффективности, что мы и попытаемся сделать.


Технические особенности системы и её эффективность

Как официально заявлено, в состав разрабатываемого комплекса войдут такие устройства, как обязательный ныне тахограф, терминал системы «Платон», а также модуль ЭРА-ГЛОНАСС. Помимо этого, в перечень функций будет заложено хранение маршрута и фиксация параметров скоростного режима и манеры езды, что должно положительно сказаться на соблюдении правил дорожного движения.

Все вышеперечисленные функции, безусловно, имеют ряд преимуществ, что вполне может принести определённые плоды, однако принимая во внимание тот факт, что наличие тахографа, осуществляющего мониторинг режима труда и отдыха водителя, и устройства для взаимодействия с системой «Платон» уже являются обязательным требованием, а терминалами ЭРА-ГЛОНАСС будут оснащаться все автомобили, выпущенные с 1 января текущего года, возникает обоснованный вопрос о целесообразности таких «чёрных ящиков».

Несомненно, объединение всех устройств в одно, существенно облегчит процесс оснащения транспорта, но какой-либо новизны, кроме контроля за стилем вождения и скоростным режимом (который и без того проверяется стационарными и переносными радарными комплексами) в системе не предусмотрено. Что же касается записи маршрута, то большинство владельцев транспортных компаний с целью оптимизации расходов, а также предотвращения нецелевого использования автомобилей водителями уже давно оснащают их устройствами геолокации.

Таким образом, предложенное техническое решение не открывает никаких принципиально новых возможностей как для транспортных компаний, так и для надзорных органов, речь скорее идёт об оптимизации процесса, а также о получении дополнительной информации правоохранительными органами. Фактически, «чёрный ящик» позволит несколько сократить расходы на обслуживание «Платона», поскольку совмещение постоянного отслеживания с системой взимания оплаты позволит автоматизировать процесс, но это нельзя отнести к преимуществам перевозчиков или к мерам повышения транспортной безопасности. Что же касается параметров скоростного режима, то имея постоянный доступ к такому устройству, дорожная полиция больше не будет нуждаться в расширении сети автоматизированных камер фотофиксации, и затраты автоматически лягут на плечи транспортников.


Своевременность и целесообразность

Мировая экономика многократно демонстрировала, что введение дополнительных административных барьеров и ужесточение требований крайне негативно сказывается на показателях, особенно в кризисные периоды. Именно поэтому, в ряде стран, во время экономического спада, активно практикуется политика смягчения мер административного воздействия, например, касательно экологических показателей. Внедрение же дорогостоящей электроники в такой чувствительной сфере как коммерческий транспорт в очередной раз бьёт по его и без того невысокой рентабельности.

Как видно из приведенной диаграммы, ежегодно грузовой парк обновляется на 2,5-3,5%, причём в 2016 году этот показатель составил всего 1,4%. Это обусловлено ощутимым ростом стоимости как зарубежной, так и отечественной техники, связанным с падением курса рубля, и импортозамещение в этом сегменте пока результатов не даёт. Дело в том, что российский коммерческий транспорт уже давно базируется на иностранных комплектующих, ввиду чего добавленная стоимость, выраженная в рублёвом эквиваленте, крайне мала, а вот валютная составляющая с каждым годом растёт.

Принимая во внимание медленные темпы обновления коммерческого автопарка, сценарий с поэтапным внедрением «чёрных ящиков» исключительно на вновь производимые автомобили принят не будет, поскольку полное покрытие отрасли растянется на десятилетия, а на начальном этапе помимо убыточности будет наглядно проявляться и неэффективность. Принудительная же установка комплекса на все без исключения грузовики спровоцирует ощутимую финансовую нагрузку на перевозчиков.


Юридические тонкости и «подводные камни»

Сама идея, если она реализуется на вновь выпущенном автотранспорте, вполне может быть доведена до уровня практически реализуемой и объективно значимой, однако стоит учитывать и ряд законодательных нюансов, которые возникают в этом случае.

Не менее важным моментом является то, что на базе вышеописанной системы планируется организация автоматической передачи навигационных данных с целью фиксации административных правонарушений. То есть теперь любое нарушение правил дорожного движения, независимо от того, где оно было совершено, приведёт к необходимости уплаты штрафа. Конечно, автоматизация контроля сделает наказание неизбежным, а также исключит коррупционную составляющую, но абсолютно не ясны пока механизмы обжалования ошибочных решений, поскольку информация обезличена и не имеет физической реализации, в отличие от фотографий с камер, установленных на дорогах. Более того, реализация таких инициатив намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, так как доступ к базе данных действующих на автомобильных дорогах ограничений следует предоставлять и эксплуатирующим организациям, ответственным за их содержание. В противном случае водители будут получать штрафы за нарушения, которые на данном участке уже не действовали и наоборот – безнаказанно нарушать требования вновь установленных знаков и горизонтальной дорожной разметки.

С необходимостью доработки и совершенствования идеи «чёрных ящиков» согласен и Александр Гурко, президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС, который в интервью газете «Известия» пояснил, что целесообразно осуществлять эту деятельность сразу в двух направлениях: совершенствования юридических и правовых законодательных основ, на которые будет опираться система, а также проработка её интеграции с другими ведомственными базами данных, программными комплексами и информационными ресурсами.


Финансовая составляющая

Ни для кого не секрет, что подобные разработки требуют серьёзного финансирования на этапе создания действующих образцов, а затем ещё больших вливаний для организации единого центра обработки данных, систем передачи информации, обучении обслуживающего персонала… Всё это уже доказано на примере внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, но в этом случае потребитель вынужден всего лишь оплатить стоимость приёмника-передатчика, которая включена в цену автомобиля, а вот колоссальные затраты на поддержание функционирования всего комплекса несёт государство.

В условиях осложнившейся экономической ситуации, подобные статьи расхода оказываются крайне обременительными, ввиду этого и возникает необходимость их сокращения.

Попробуем пояснить: отказаться от комплекса ЭРА-ГЛОНАСС невозможно по ряду объективных причин, но и сделать его платным для автомобилистов – тоже весьма сложная задача, сопровождающаяся ростом социальной напряжённости, поэтому необходима альтернатива. В качестве такого компромиссного решения выступает совмещение уже функционирующей системы с другими, которые нацелены на расширение сферы деятельности. То есть, если в ЭРА-ГЛОНАСС встроить модуль, контролирующий нарушения ПДД и определяющий наложение административной ответственности, то взимаемые штрафы покроют стоимость эксплуатации всего комплекса.

Помимо этого, вызывает вопросы и стоимость реализации проекта, поскольку конкурентной среды при его разработке наблюдать мы не сможем. С такой ситуацией мы уже сталкивались, когда систему геоданных GPS в принудительном порядке заменяли на ГЛОНАСС. То же самое сейчас происходит и со службой экстренной помощи ЭРА, которая по факту является аналогом давно уже функционирующей за рубежом eCall. Очевидно, что отсутствие конкуренции приведёт на рынок телематических услуг очередного монополиста, ценовую политику которого будет крайне сложно регулировать.

Как полагает Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1», такая политика позволит отечественным компаниям обрести временное преимущество и выйти на уровень конкурентоспособности с ведущими зарубежными разработчиками. Однако не ясно пока, почему это преимущество будет временным. Если законодательная база и другие ресурсы окажутся адаптированы исключительно под отечественную систему, то приход на рынок конкурентов, даже с более выгодным предложением, станет невозможен. Конечно, существует инициатива по расширению полномочий страховых компаний, которые могут предлагать клиентам скидку за использование более совершенных самописцев, в том числе и иностранного производства, но уйти от отечественной софтверной составляющей всё равно не получится.

Что касается опасений по поводу снижения конкурентоспособности российских автомобилей ввиду удорожания после установки «чёрного ящика», то они безосновательны, поскольку это требование автоматически коснётся и зарубежных производителей.

Источник: transler.ru

Раньше